Как правильно хранить шины
Все владельцы авто два раза в год меняют резину в соответствии с сезоном. У начинающих автолюбителей возникает по этому поводу множество вопросов – куда складывать ненужный в текущий момент комплект, как грамотно хранить шины, чтобы в итоге не пришлось приобретать новые.
Неправильное хранение приводит к преждевременному старению покрышек, деформированию и потере эластичности. Однако резина – это все-таки не скоропортящийся продукт, поэтому рекомендации по их содержанию довольно просты. Главное –соблюдать их, учитывая нюансы сезонного хранения.
Отличия летних и зимних шин
Для начала стоит уяснить разницу между хранением летних и зимних покрышек. Изделия для зимы более эластичны, хорошо переносят низкие температуры, но отрицательно реагируют на жару. Если содержать шины в надлежащих условиях, то без использования они сохранят свои качества около 5 лет.
Летние хорошо чувствуют себя в тепле, однако холод переносят плохо. При надлежащем хранении срок годности летних шин приближается к 7 годам.
Для тех и других шин одинаково губительны резкие перепады температуры и прямое воздействие солнечных лучей. Воздействие этих факторов негативно влияет на свойства резины, приводит к расслоению материала и появлению микротрещин.
Самые частые ошибки при хранении шин
Многие автовладельцы хранят шины как придется, ссылаясь на заверения производителей о том, что их продукции не страшны внешние факторы. Однако не стоит безоговорочно доверять рекламе – любые модели в той или иной мере чувствительны к условиям хранения.
Есть несколько грубых ошибок, которые часто допускают пользователи:
• Помещать шины без дисков горизонтально, положив их друг на друга. Через пару месяцев нижняя деформируется без возможности восстановления. Подобный метод хранения допустим только для шин с дисками. При этом стопки более 4 штук делать не стоит.
• Складывать на резину тяжелые предметы. Это приведет к аналогичному результату – деформации покрышек.
• Хранение в холодном помещении. Если держать шины в неотапливаемом погребе либо на открытом балконе, протектор через несколько месяцев обязательно покроется трещинами. Особенно опасно хранить в холоде летнюю резину.
• Держать шины в непосредственной близости от батареи или обогревателя. Перегрев и излишняя сухость воздуха приведут к тому же результату – появлению трещин.
• Хранение при повышенном уровне влажности. Это особенно опасно для шин с дисками. Резина станет хрупкой, а металл покроется ржавчиной.
Любые нарушения запускают преждевременный процесс старения резины. Это произойдет гораздо раньше, если хранить шины в ненадлежащих условиях. Далее рассмотрим, каким именно должно быть помещение для хранения шин.
Выбираем место для хранения
Шины нельзя держать под открытыми солнечными лучами или искусственным ультрафиолетовым освещением. Это излучение негативно влияет на структуру резины – снижается эластичность и другие показатели.
Не рекомендуется хранить покрышки на черном асфальте, маслянистых либо жирных поверхностях. Любая среда с химической активностью идет во вред.
Кроме того, шины нельзя хранить в непосредственной близости от приборов, вырабатывающих озон. Это приводит к неблагоприятным химическим реакциям, способным состарить резину раньше срока. В первую очередь это касается помещений, где ведутся сварочные работы.
Оптимальный температурный режим хранения: +10…+25°С. Некоторые эксперты допускают более широкие параметры – 0…+35°С. Влажность воздуха не должна превышать 80%. Излишне сухой воздух приводит к образованию микротрещин, а чрезмерная влажность – к коррозии шипов либо металлического корда покрышки. Минимальное расстояние между шинами и источниками тепла (батареями) должно быть не менее 1 м.
Среднестатистический автовладелец хранит шины в гараже, подвале, на застекленной лоджии. Все эти помещения в зависимости от условий могут быть как идеально подходящими, так и совершенно непригодными для хранения покрышек.
Основные факторы, которые нужно учитывать: полноценная вентиляция, приемлемый температурный режим и показатели влажности. Что касается хранения на открытом воздухе, то даже если вы живете в теплом регионе, держать шины на воздухе можно не более месяца. Покрышки необходимо держать либо под навесом, либо под непроницаемым материалом, защищающим от действия солнца, осадков, пыли и грязи.
Совет. Что делать, если у вас нет подвала, гаража или теплого балкона? Существуют так называемые «шинные отели» - услуги по сезонному хранению, которые предоставляют сервисные центры и шиномонтажные мастерские. Это довольно удобная опция, при том что в подобных помещениях строго соблюдаются необходимые условия. Стоимость услуги зависит от локации и составляет от 3000 руб. за сезон.
Подготовка шин
Независимо от места хранения шины нужно предварительно привести в порядок – помыть и почистить. Наибольшую опасность представляют химические вещества – масляные пятна, следы от битума, солярки, дизеля и других агрессивных жидкостей, по которым ежедневно проезжает ваш автомобиль. Эти соединения вступают в химические реакции с резиной и приводят к ее постепенному разрушению.
В идеале после полноценной мойки стоит обработать покрышки специальными средствами. Однако химию, которой «чернят» шины на станциях, эксперты рекомендуют применять с максимальной аккуратностью, поскольку там могут содержаться химически активные растворители. Лучше применять средства по уходу за резиной на силиконовой основе. Это нейтральные соединения, которые не влияют на состав резины. Кроме того, такие составы вытесняют влагу из микротрещин. Это приобретает особенную актуальность, если температура воздуха в помещении для хранения опускается ниже нуля.
Важно! Сняв с автомобиля покрышки, обязательно пометьте, на каких позициях они были установлены. Для этого используют мел или маркер – пометки лучше всего ставить на оборотной стороне колесных дисков. Пары литер будет достаточно: «ПП» - передняя правая, «ЗЛ» - задняя левая и т.д. Дело в том, что даже на новом и полностью исправном авто шины на разных позициях изнашиваются неравномерно. Если не обращать внимание на позиции, после переобувки шинам потребуется время на адаптацию, что скажется на маневренности.
Складирование
Переходим к собственно складированию покрышек. По поводу размещения покрышек все производители дают одинаковые рекомендации. Способ зависит о того, меняете ли вы покрышки полностью с дисками или устанавливаете только резину.
С дисками
Такой способ дороже, но зато машины проще переобувать. При этим покрышки сохраняются лучше. Диски препятствуют попаданию загрязнений и конденсата на внутренние поверхности, а сами шины не подвергаются дополнительной деформации, неизбежной при проведении шиномонтажа.
Оптимальным способом хранения считается подвешивание покрышки на специальном крюке. Складывать покрышки с дисками друг на друга допускается, но чтобы избежать деформации, нужно переворачивать шины примерно раз в месяц. Рекомендуется также примерно вдвое снизить давление воздуха в камерах.
Что касается вертикального положения колес с дисками, то оно считается небезопасным для изделий. Из-за длительной статической нагрузки на одну часть покрышки может произойти деформация.
Без дисков
Если снимаете шины с дисков, рекомендации по хранению противоположные. Штабелем складывать шины нельзя – боковины безвозвратно деформируются, особенно у нижних шин. Вешать на крюки покрышки тоже нельзя. Однако поставить комплект вертикально на полку допускается. Желательно, чтобы это был специальный стеллаж с поперечными держателями, которые не дают шинам укатиться. Такие поперечины лучше сделать из труб, но не из уголков с острыми гранями.
Эксперты советуют даже при грамотном вертикальном хранении периодически переворачивать шины, чтобы минимизировать риск деформации. Желательно также отмечать положения покрышек для равномерности процесса переворачивания.
Можно ли хранить шины в пакетах
Многие автомобилисты, складывая шины на хранение, помещают их в полиэтиленовые пакеты – такие изделия предоставляют продавцы покрышек или шиномонтажные сервисы. Это удобно при перевозке шин (салон автомобиля не испачкается), но не приносит пользы при хранении.
В сухом помещении с полноценным проветриванием дополнительная защита не требуется, а при хранении на открытом воздухе или открытом балконе лучше применять дышащий материал для предотвращения конденсата.
Заключение
Автомобильные шины недостаточно просто убрать их на балкон и забыть до смены сезона. Покрышки нужно регулярно переворачивать, чтобы избежать деформации, а также следить за вентиляцией, уровнем температуры и влажности.